Пишем о бизнесе для бизнеса

Обучение поколения Z: триггеры в курсах для поддержки внимания

Обучение
Образование играет ключевую роль в становлении человека как личности и специалиста. Особенно это актуально для молодого поколения, которое сталкивается с проблемами мотивации, удержания внимания и вовлечённости в образовательный процесс.

Поколение Z имеет особенности и подходы к обучению, которые нужно учитывать при создании курсов и программ обучения. В данной статье мы рассмотрим методы и триггеры, которые используются для обучения сотрудников поколения Z.

Отличие от других поколений

Бумеры, поколение X, миллениалы и зумеры — каждое из этих поколений отличают свои особенности. Примером этому служит сравнение бумеров или первых людей из поколения X с зумерами. Пока бумеры и поколение X будет читать газеты и вспоминать о своей молодости, зумеры будут скроллить ленту в шлеме виртуальной реальности и думать, как же заработать первый миллион.

Развитие технологий оставило отпечаток на каждом из поколений. Ценности постоянно менялись, как и отношение к карьере. Рассмотрим особенности восприятия карьеры каждого поколения, а также их обучения.
  • Бумеры (1946–1964 г.р.) — старшее поколение, вопросы карьеры для них не приоритетны. В силу возраста многие меняют ценности в сторону здоровья и семьи. Однако в молодости они добивались успеха во времена неустойчивой экономики. Отношение к обучению на протяжении всей жизни положительное, связано это с сильным образованием в СССР. Главным смыслом образования видят практическое применение знаний.

  • Поколение X (1965–1980 г.р.) придерживается мнения, что лучшая школа — это школа жизни. Считается, что это поколение депрессивных бунтарей, которое могло не окончить школу, чтобы пойти зарабатывать. Молодость поколения X выпала на сложные времена, а, как известно, такие времена рождают сильных людей. Несмотря на сложности в молодости, люди этого поколения очень ответственны и, проделав работу над ошибками, видят получение образования очень важным и говорят детям и внукам, что без образования никто не возьмёт их на работу.

  • Миллениалы (1981–1996 г.р.) — поколение, которое с распростёртыми объятиями встретило информационную революцию. Быстро учились и подстраивались под новые технологии. Их жизнь направлена на получение эмоций, а эмоции напрямую связаны с заработком. Появляется стремление к новым знаниям, которые способствуют увеличению достатка. Ответственно подходят к обучению, если видят цели и правильно выстроенную мотивацию.

  • Зумеры (1997–2011 г.р.) родились со смартфоном в руках. В эпоху контента и креативов их насмотренность в 15 лет выше, чем у миллениалов в 30. Получение образования не ставят для себя главной целью, однако стремятся к постоянному развитию и финансовому благополучию. Обучение должно быть практически применимым и полезным, а образовательный контент — удивляющим и привлекающим внимание. Тонкие натуры, которые работают на результат и из-за этого часто выгорают и впадают в депрессию.

Форматы представления знаний для поколения Z

Уже было сказано, что зумеры зависимы от контента. Всё, что связано с визуалом и смыслом, должно быть направлено на интересы поколения Z. При этом обучение должно не принуждать изучать, а ненавязчиво говорить, что, открыв новый курс, можно достичь новых высот.

Ниже разберём тренды в образовательных программах, которые показали результат в обучении зумеров.

Интерактивность и геймификация

Эпоха компьютерных игр и мобильных приложений врезалась в сердце поколения Z. Поэтому их привлекает всё, что связано с интерактивностью и геймификацией. Игровые элементы в обучении помогают удерживать внимание и мотивировать их к изучению материала. Элементы RPG, ачивки, уровни, прокачка и скины для персонажей — об этом знает 99% поколения. И грех этим не пользоваться.

Что самое крутое в играх? Сюжет, эффекты, графика… Но всё это меркнет перед новыми открытыми мирами. Это и привлекает в играх — возможность принимать решения в совершенно ином мире, не влияя на реальность.

Как применить это в обучении?

Формируйте курс в виде ветвистого квеста, где обучающийся сам выбирает путь. Быть магом или рыцарем, учить тайм-менеджмент или деловое общение… А прокачка двух навыков сразу откроет новые достижения и способности.

Награждайте учеников. Как и все квесты, обучение должно что-то давать. Конечно, наш «игрок» получает новые знания, но этого мало для мотивации зумера. Другим поколениям не понять, но зумеры готовы вкладывать финансы и время в получение скина для оружия или персонажа. Если система геймизации демонстрирует ценность кастомизации персонажа ученика и всё это приправлено соревнованием между обучающимися и наградами, то внимание гарантировано.

Укрепляйте команды. Игровые механики могут быть направлены на объединение команды. Слаженная игра — это стратегия и ответственность не только за себя, но и за напарников. Если ученик понимает, что обучение нужно только ему, то включается внутренняя мотивация. Если же этот ученик состоит в команде, цель которой — одолеть босса, то работает внешняя мотивация и желание привести команду к победе. Для достижения максимального эффекта команд должно быть больше двух, а призы за победу босса стоит сделать материальными.

Личность как центр

Поколение Z ценит индивидуальность, что часто отражается в их образе. Зумеры хотят изучать то, что интересно, и получать обратную связь от наставников и сверстников. Поэтому нужно заранее продумать систему наставничества и взаимодействия между учениками.

Как применить это в обучении?

Не учите — наставляйте! Чётко разделяйте понятия преподавателя и наставника. Приказное отношение к выполнению заданий не увеличит вовлечённость, а лишь заставит обучающегося вспомнить школу или институт. И полетят флешбэки, бессонные ночи над курсовыми и дипломом. А мозг неглуп, ему проще уйти в отказ, чем снова стрессовать.

Дайте выбор траектории обучения. Помимо обязательных программ, предоставьте ученику выбор того, что он сможет изучить дополнительно.

Не ограничивайте учеников в обсуждении заданий. Обратная психология работает на всех поколениях: если что-то запретить, то сделать это хочется намного больше. Открытое обсуждение заданий сказывается на образовательном процессе гораздо более положительно, нежели списывание. Дискуссии, направленные на выбор правильного ответа, заставляют учеников изучить намного больше, чтобы аргументировать свою точку зрения.

Применение современных технологий

Поколение Z не представляет свою жизнь без мобильных устройств и интернета. Поэтому использование технологий в обучении становится одним из ключевых факторов привлечения внимания. Бежать и переносить курсы в дополненную реальность не нужно, но следить за трендами точно стоит.

Как применить это в обучении?

Не ограничивайтесь проведением очных встреч. Используйте гаджеты, с которыми взаимодействуют обучающиеся. Компьютер, телефон, наушники, часы — подстраивайте контент под каждый формат. На ПК используйте платформы для онлайн-обучения, в смартфоне — приложение, в наушниках — подкасты, часы — пока не используются, но стоит задуматься.

Ищите новые решения использования ИИ. Например, с приходом ИИ не все образовательные платформы быстро дополнили свои курсы для дизайнеров. А ведь это стало решающим фактором в выборе обучения. Это сейчас у всех есть доступ к генерации Midjourney, Kandinsky или «Шедеврум». А два года назад на волне хайпа все хотели научиться создавать быстрые и крутые креативы — и специально искали именно такие курсы.

Триггеры в обучении для удержания внимания

Для формирования триггеров нужно хорошо знать тех, кто будет учиться. Правильно составленная выборка обучающихся поможет подготовить курсы с нужной спецификой. У сотни менеджеров по продажам, родившихся с 1998 по 2003, точно есть то, что знакомо всем.

Что зацепит зумеров?

В рамках подготовки материала к статье мы провели небольшой опрос среди студентов и выпускников вузов 2021–2023 года. Выбранная группа состояла из 150 человек, 52 из которых интересовались дополнительным образованием для получения работы, а 98 обучались уже в рамках рабочего процесса.
«Что стало для вас крючком для прохождения обучения?» — такой вопрос был поставлен перед каждым участником.

  • Авторитетность автора. Опрашиваемые отмечали, что если спикер или составитель курса им знаком, то обучение автоматически становится привлекательнее. Но работает это только в случае белой репутации источника знаний. В обратных случаях фактор отталкивающий.

  • Привязка к элементам поп-культуры. Подача информации с использованием знакомых образов и форматов. Комиксы, аниме, сериалы, мемы разбавляют серые будни, делая обучение увлекательным. Длинные методички со сплошной теорией уже никого не привлекают. Опрошенные мыслят образами, им намного удобнее связывать знания с каким-то местом, персонажем или именем.
  • Использование новых технологий и ПО. Предпочтение отдаётся курсам, в которых разбирается работа в новых программах. Поколение Z не будет смотреть курсы обучения дизайну в Photoshop 2010 года. Всё, что старше 2–3 лет, проходит тщательную оценку, и, скорее всего, такое обучение просто пропустят. Такая же история с ИИ: 98% опрошенных хотят узнать, как нейросети помогают их работе. Упоминание ИИ в обучении с первых уроков фиксирует внимание на себе.

  • Индивидуальная траектория. Образовательная программа не обязывает подключаться к уроку в установленное время. 90% опрошенных отметили, что дневное время было занято обучением в университете или работой, а дополнительное обучение занимало лишь 1–2 часа в дороге или дома. Остальные 10% были готовы учиться утром, днем и вечером.

  • Контент. Визуал — главный способ получения информации для поколения Z. Получение знаний с видео вместо привычного слайда выбрали 87% участников. Объяснили они это возможностью слушать ролик вместо привычного чтения. Также демонстрация действий преподавателя помогает быстрее разобраться в новых интерфейсах.

Обучение поколения Z требует особого подхода и использования триггеров для поддержания внимания и мотивации. Хочется отметить, что поколение Z отличилось сложностями, связанными с концентрацией внимания, выгоранием и тяжёлым отношением к критике. Учитывайте это при построении образовательных траекторий.

Если вы думаете, что проще их не обучать, то мы не согласны. Сильные стороны зумеров — это стремление к новому, проактивность и креативность. Захватите внимание и удивите зумера своим подходом к обучению, а он покажет всё, на что способен.